Универсальная Йога

Метод практического овладения Арсеналом йогических средств прост. Он подобен обучению грамоте.
Вначале учатся писать отдельные буквы — то есть выполнять статические формы, Асаны.
Затем осваивают слоги, в которых буквы соединены «хвостиками». Это динамические связки между Асанами — Виньясы.
Далее пишут целые слова — выполняют короткие динамические серии, — Виньясы, состоящие из Асан и движений-связок между ними, исполняемых слитно в ритме дыхания. Такие слова имеют энергетический смысл.

Потом пишут предложения — исполняют комплексы, состоящие из нескольких Асан и Виньяс. Такие предложения имеют расширенный энергетический смысл. Обычно эти комплексы изучаются в режиме диктанта, под руководством учителя или самостоятельно по заранее заданной программе.
Но когда у ученика накапливается достаточный практический опыт, появляется возможность писать сочинения сначала на заданную, а потом на свободную тему, т. е. самостоятельно строить тренировочные комплексы, достигая заданной цели и творчески самовыражаясь.
Мастером же становится только тот, в йогическом «тексте» которого звучит Гармония и Красота.

Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры.В соответствии с традиционными воззрениями йоги человеческое существо состоит из семи тел — Майа Кош (оболочек). И основной целью практики йоги в Универсальном стиле является достижение равновесия и гармонии на уровне каждой оболочки, между оболочками и по отношению к окружающему миру. Именно поэтому в Универсальном стиле йоги используются практические упражнения очищающие, развивающие и преобразующие каждую из оболочек человеческого существа.
Практика упражнений для всех оболочек отдельно возможна и очень эффективна, но в условиях ограниченного времени у практикующих йогу в условиях современной жизни, чаще используется вариант практики, сочетающий в себе элементы упражнений, влияющие на различные оболочки одновременно.

Знание универсальных законов преобразования оболочек позволяет не только достигать всестороннее уравновешивающего и гармонизирующего результата, но и универсально поворачивать практику под любым углом, достигая любых сознательно намеченных целей: терапевтических, экспериментальных или специальных прикладных. Сознательно модифицируя стиль практики в соответствии со своими сегодняшними мотивациями. В индивидуальных вариантах практика Универсального стиля состоит из практических упражнений дополняющих комплекс действий человека в течение дня. Тогда суммарный комплекс воздействий на сознание человека в течении дня оказывается гармоничным и человек чувствует себя здоровым и удовлетворенным в жизни.

Практика йоги в универсальном стиле подразумевает применение следующего ключевого принципа на уровне каждой оболочки. Если есть материя или процесс, то они имеют форму и качества. Нормальный среднестатистический человек имеет очень ограниченный диапазон своих функциональных и качественных проявлений. Например, на физическом уровне он как правило умеет только стоять, сидеть и лежать. А на психоэмоциональном – иметь хорошее настроение или плохое. Понимание этого и расширение спектра возможных для практического выполнения форм и качеств на уровне каждой материальной оболочки ведет к сознательной эволюции и расширению сознания. А также развивает способность сознательно менять режимы и состояния, освобождаясь от стрессов и любых негативных влияний.

Поэтому тренинг йоги в универсальном стиле как правило включает в себя Асаны эффективно воздействующие на все направления подвижности каждого сустава. При этом такие воздействия на каждое направление подвижности могут осуществляться однократно (если время тренировки сильно ограничено) или многократно переходя от разминочных упражнений к предельным и сверхпредельным – с целью развития и преодоления существующих ограничений, расширения спектра возможных для исполнения Асан. Виньясы же — движения-связки между Асанами, выполняются во всем иерархическом многообразии и так же технически осваиваются переходя от простых к более сложным. Одни и те же Асаны выполняются во всевозможных пространственных положениях. Отсюда возникают новые Виньясы – движения-связки между Асанами. Особое значение уделяется схемам и структурам тренировочных последовательностей Асан и Виньяс. Эти схемы и структуры используются как еще одно средство для баллансировки или специального видоизменения сознания практикующих Универсальный стиль. Не допускаются бессознательные (как попало) движения рук, ног, головы и туловища при переходе от одной Асаны к другой. Все движения во время практики должны быть специальными и сознательными. Этим закладывается основа и прививается навык быть сознательным и эффективным в каждый момент своей жизни.

Наиболее простейшими примерами схем являются тренировочные последовательности состоящие из упражнений воздействующих на суставы конечностей и позвоночник: от ног к голове – «восходящий поток»; от головы к ногам – «нисходящий поток»; с чередованием рук, ног и позвоночника по схемам «центробежной звезды» или «центростремительной звезды» и т.п. Наиболее же распространенными пространственными структурами тренировки являются: «двухпроэкционный продольный крест» (наиболее распространенный в наши дни «ковриковый пространственный стиль»); «трехпроэкционный крест», «двухсторонний куб», «четырехсторонний куб» и др.Структуры тренировочных последовательностей в Универсальном стиле не ограничиваются привязкой к анатомии и положению в пространстве. Так же широко используются специализированные серии целенаправленно влияющие на те или инные Чакры или Стихии. Они строятся на остове связи характеристик Асан с теми или иными зонами Чакр и стихиями. Например, последовательно выполняются Асаны, Виньясы, Пранаямы, Мудры и Бандхи активизирующие те или иные Чакры или стихии Земли, затем Воды, затем Огня, затем Воздуха и затем Эфира.

Все выше приведенные примеры последовательностей и структур применяются в Универсальном стиле только на начальном этапе для первичного обучения учеников. Позднее же эти последовательности представляют собой симбиоз уже освоенных стандартных Асан, Виньяс и фрагментов тренировочных попоследовательностей со спонтанными интуитивными комбинациями и самостоятельными творческими находками новых форм и движений. В конце концов на базе приобретенных практического опыта и знаний, творческая спонтанная компонента выводится на первый план. Этот процесс не может не отразиться на образ жизни и преобразует качество жизни в принципе.

С одной стороны тренинг в Универсальном стиле подразуевает постоянное модифицирование Асан и Виньяс, но с другой стороны, реально все происходит не столь уж динамично, т.к скорость изменений органического тела человека не столь уж велика. И для того, чтобы развивалась тренировочная форма и накапливались технические навыки, совершенно необходимо многократно повторять одни и те же Асаны и Виньясы, которые пока еще выполняются некачественно. На начальном этапе разница по сравнению с другими стилями йоги заключается лишь в том, что эти одни и те же Асаны и Виньясы выполняются в различных сочетаниях и комбинациях, которые создают иллюзию новизны, чем помогают улавливать неустойчивое внимание новичков. Но эти различные сочетания и комбинации так же имеют ограниченный спектр. Применение Универсального стиля для новичков лимитировано возможностями этих самых новичков, поэтому в Универсальном стиле, так же как и в других стилях йоги, на начальном этапе используются стандартные последовательности и наборы Асан, Виньяс, Пранаям, Мудр, Дришти и Рас, только их спектр значительно шире чем в других стилях йоги.

Ритмы дыхания напрямую связаны с формами тела и характеристиками движения. Наблюдая за естественным изменением дыхания во время практики различных Асан и Виньяс можно найти все известные на сегодняшний день Пранаямы. Поэтому при выполнениии различных упражнений в ходе тренировки в Универсальном стиле применяются специальные Пранаямы, способствующие выполнению этих упражнений и гармонично соответствующие уровню активности и потребностям организма в каждый текущий момент тренировки. При наличии достаточного свободного времени Пранаямы также могут выполняться изолированно, до или после практики Асан и Виньяс.

Существенное значение в Универсальном стиле уделяется Расам – психоэнергетическим доминантам, качественно связанным с активностью тех или иных Чакр (психоэнергетических центров). Во время исполнения тех или инных упражнений йоги психический настрой должен быть специальным и эффективно способствующим успешному их выполнению. При наличии достаточного времени Расы, так же могут выполняться изолированно – до или после практики Асан, Виньяс и Пранаям. От психоэнергетического состояния (Расы) практикующего йогу зависит не только эффективность выполняемых им упражнений, но и эффективность социальных действий, а также преуспевание в жизни как таковой.

Решающее значение в практике Универсального стиля играет волевой контроль мыслей. От этого зависит качество и сама возможность целенаправленной практики Асан, Виньяс, Пранаям, Мудр, Дришти и Рас. Способность волевого контроля зависит от Силы Духа, которая возрастает в ходе регулярной намеренной практики йоги в Универсальном стиле. Преодоление же личного Эго и связь с Высшими сферами бытия устанавливается в ходе глубокой медитации и искренней молитвы.Успешное продвижение в этом направлении дарует удовлетворенность и радостность, спокойствие и сознательность, преобразуя и одухотворяя всю нашу жизнь.

Андрей Лаппа .