Мантра йога

Мантры представляют собой сакральные слоги, фразы, небольшие тексты, которые при правильной и длительной рецитации помогают адепту достичь поставленные цели. В основном эти цели определяются как духовные, однако существуют мантры, направленные на достижение процветания, здоровья, успеха. Мантра — это звуковая вибрация, которая освобождает ум от деструктивных программ. Некоторые люди думают, что мантры и молитвы это одно и тоже. Молитва облекается в слова, которые выбирает молящийся, и имеет явный смысл. Но если сделать перевод мантры она потеряет всякий смысл.

Мантра является кодовым словом, с помощью которого мы притягиваем к себе определенные вибрации, вступая с ними в резонанс, т.е. мы притягиваем определенную сущность, которая заключена в мантре.

Мантра йога — это наука об одном из путей достижения контроля над умом посредством мантр и молитв. Большинство религий в своих духовных практиках пользуются техниками, используемыми в мантра йоге. Практика мантра-йоги осуществляется посредством Джапы и Дхараны переходящей в Дхьяну.

Дхарана (dharana) переводится с санскрита как однонаправленность, держание, удержание внимания, сосредоточенность, концентрация на каком-либо определенном объекте, которая означает задержание мышления на одной вещи, «привязывание внимания к одному месту». Объект для Дхараны может быть внешним или внутренним. К внутренним объектам относятся области или органы тела: пупок, сердце, точка между бровями, чакры и т.п. Внешними объектами для дхараны могут быть: статуи или изображения божеств, природные объекты, пламя свечи, звуки природы и т.п., на которых сосредотачивает внимание разум.

Дхьяна — относится к седьмой ступени йоги. В одних источниках говорится, что Дхьяна — это состояние ума, в котором нет мыслей, связанных с чувственным восприятием; в других под Дхьяной понимается непрерывное течение мысли к объекту созерцания. Дхьяной также называют медитативное состояние сознания или трансцендентность.

Джапа — это многократное повторение любой мантры или имени Бога. Джапа является одной из самых важных частей Ниямы – второй ступени йоги, и относится к одному из правил ежедневных норм этой ступени — Ишвара пранидхане. Ишвара пранидхана — означает почитание, поклонение (господу — Ишваре). Дхарана — это концентрация внимания на лике Господа, или на Его атрибутах. В этом разница между Джапой и Дхараной.
В древнем тексте Ригведе Сангхите сказано, что имеются четыре формы звука, три из которых скрыты и неизвестны, а четвертая используется человеком. Первые три формы звука йоги слышат в самадхи.

Тантрические тексты так описывают эти формы звука: Источник звука (Нада), который вырастает в Муладхаре чакре, называется Пара. Этот звук идет в Свадхистану чакру, там становится проявленным и называется Пашьянти. Затем звук идет в Анахату чакру, становится отраженным в сознании и называется Мадхьяма. Далее он идет в Вишуддху чакру, инструментализируется горлом, языком и небом и становится проявленным или Вайкхари.
Повторение мантры может принести практикующему осознание его высшей цели, даже если он не знает значения мантры. Только на это потребуется больше времени. В имени Бога, или в мантре, содержится невыразимая словами сила (ачиньятя шакти). Если вы сосредоточенно и осмысленно повторяете мантру, то быстро достигнете Богосознания. Повторение мантры устраняет такую грязь ума, как вожделение, гнев, жадность и т.д. Как зеркало, с которого стерли пыль, возвращает способность отражать, так и ум, с которого удалены нечистоты, снова способен отражать высшую духовную Истину.